Гиперзвук — будущее уже близко
Прогресс в области создания транспорта на основе гиперзвуковых двигателей развивается в последние годы очень стремительно. Как утверждают военно-воздушные силы США гиперзвуковое оружие появится у них уже к 2020 году. Предпологается разработать крылатую ракету с гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем или ГПВРД
К 2030 году на свет должен появится разведывательный вероятно пилотируемый самолет. Как заверят один из специалистов подразделения ВВС — это разумные сроки с учетом финансирования.
Заниматься разработками будет Исследовательская лаборатория ВВС (AFRL) а также Агенство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам DARPA. Также к ним присоединяться ряд иностранных разработчиков. Планируется использовать наработки по всем предыдущим подобным проектам, закрытым по той или иной причине. К таким проектам относятся и X-51A а также проект Blakswift — уникальный самолет с гибридной силовой установкой сочетающей турбореактивный двигатель и ГПВРД в одном агрегате ( проект был закрыт по финансовым соображениям)
В AFRL было много проектов но не один не был доведен до конца. Было решено сконцентрироваться на двух более менее успешных.
Первый — это Boeing X-51A. У проекта было 1 удачный и 2 неудачных демонстрационных полета. Однако еще один образец собираются построить к середине 2013 года. Не мудрено что лидерство в сфере военно-воздушных сил по прежнему зависит от исследований в области ГПВРД. Ведь аппарат, способный за 10 минут преодолеть расстояние в 600 морских миль вызывает интерес у военных всего мира.
Во время первого полета, который прошел в мае 2010 года двигатель проработал около 140 секунд, что примерно половина рассчитанного времени. Произошло повреждение соединения между двигателем и соплом из за чего перегрелась задняя часть двигательного отсека. Запуск производился с бомбардировщика B-52 под крылом которого и была закреплена ракета.
Второй полет ракеты состоялся в июне 2011. Запуск оказался провальным двигатель отказался запускаться.
Третий запуск состоялся в августе 2012 года. Как и в первым случае запуск производился с военного бомбардировщика B-52. Примерно на 15 секунде разблокировался верхний правый руль в течении нескольких секунд он был неуправляемым. Корпус начал вибрировать и в результате ракета развалилась на части и упала в океан.
Следующий пробный запуска X-51A намечен на первое полугодие 2013 года. Военные обещают исправить все недочеты.Так же в этот период планируются боевые учения. Основная задача — получить практический опыт как от самих двигателей так и от систем наведения. Прототипы должны будут показать совместимость с существующими авиационными системами. Будут разработаны новейшие системы наведения а также боеголовки и двигатели для разгонных систем.
Кроме разработки гиперзвуковой ракеты второй проект это зоздание гиперзвукового воздушного судна. Такой самолет должен развивать скорость до 5М и при этом должен самостоятельно взлетать самостоятельно с обычной взлетно-посадочной полосы. Проект пилотируемого самолета намного более дорогостоящий чем HSSW. Для него надо разработать двигатель который сможет работать и на дозвуковых и на сверхзвуковых и на гиперзвуковых скоростях. При взлете он будет работать как турбореактивный затем переходить в режим прямоточного а потом при переходе на гиперзвук будет превращаться в ГПВРД.
Пытаясь воплотить в жизнь такой мотор создатели проекта Blackswift в свое время столкнулись с проблемой: турбина двигателя не выдерживает температур, связанных с движением на гиперзвуке.
Поэтому сейчас основной упор в иследованиях предстоит сделать на темперотуростойкие материалы.Действующий двигатель должен быть разработан к 2020 году.Такие двигатели должны будут по мощности превсходить X-51A в 16 раз.
Думаю в скором будущем мы увидим интересные полеты и испытания. И возможно вскоре полет от Нью-Йорка до Лондона будет занимать не более 2-х часов …?
Будущее уже наступает ……..